Опыт эксплуатации строительных машин и оборудования показал, что основной причиной потери работоспособности механизмов являются не механические поломки деталей, а их износ, приводящий машину в нерабочее состояние. Износу подвержены детали любого оборудования. Поэтому обеспечение износостойкости с целью поддержания оптимального срока службы изнашивающихся ответственных деталей строительных машин – важная проблема машиностроения.
При классификации разновидностей износа в качестве базовых понятий приняты термины «износ» и «изнашивание». В соответствии с ГОСТ 27674-88 изнашивание можно трактовать как процесс отрывания твердых частиц материала с поверхности детали и нарастание остаточной деформации этой детали. Изнашивание является результатом взаимодействия сопрягаемых поверхностей, сопровождаемого деформациями и микротрещинами, и приводящего к ухудшению механических свойств, в первую очередь, прочностных. Изнашивание приводит к износу (срабатыванию) – то есть изменению размеров, геометрической формы, массы детали и состоянию ее поверхности. Способность сопротивляться износу материалов деталей механизмов характеризуется износостойкостью (скоростью изнашивания), которая оценивается отношением потери массы за время работы либо отношением изменения линейных или объемных параметров за то же самое время работы.
В соответствии с признаками, обусловливающими процесс изнашивания, его различные виды объединяют в три основных группы: механические, молекулярно-механические, коррозионно-механические. Для оборудования бетонного завода характерны износы, которые можно отнести к механической группе. Основными из них являются абразивный, усталостный и фреттинговый.
Абразивный износ является результатом скольжения твердых поверхностей по более мягким, царапающих их с образованием отделяющихся твердых частиц. Эти частицы при попадании между поверхностями контактирующих деталей изнашивают их. Абразивный износ является наиболее встречающимся для оборудования бетонных заводов.
Усталостный износ происходит при изнашивании после многократного повторного деформирования материала поверхностного слоя сопрягаемых поверхностей. Типичный пример этого износа – выкрашивание при трении в подшипниках качения, катках, деформации зубьев шестерен зубчатых колес.
Фреттинговым износом называют механический износ контактирующих деталей, находящихся под воздействием малых вибрационных перемещений амплитудой от 0, 025 мкм. Фреттинг-износ возникает в резьбовых, штифтовых, шлицевых, шпоночных соединениях.