Строительные технологии в сфере домостроения динамично развиваются. Канули в прошлое так называемые «зимние каникулы» строителей, символом которых были засыпанные снегом недостроенные коробки зданий. Двух-трехмесячное бездействие объяснялось просто – в холодное время, когда температура воздуха опускается ниже нуля градусов, вода, входящая в состав бетонной смеси или кладочного раствора, замерзает. Процесс гидратации цемента полностью останавливается, твердение бетона прекращается, материал считается испорченным и непригодным для дальнейшего применения. Соответственно, вместе со строителями зимой простаивали и бетонные заводы, поставлявшие товарный бетон для строительных объектов.
Особенности производства бетонных смесей в зимний период
В настоящее время широко используются противоморозные добавки, понижающие порог замерзания воды в цементном тесте до температуры 15-20 градусов Ц ниже нуля. Однако для изготовления качественного бетона на бетонном заводе в холодное зимнее время года необходимо не только препятствовать замерзанию воды при затворении смеси цементного вяжущего с инертными наполнителями, но и обогревать рабочие помещения предприятия для обеспечения комфортных условий персоналу и управляющей автоматике, дающей сбои в работе при минусовых температурах.
Универсальный алгоритм зимнего производства бетона заключается в соблюдении следующих технологических требований:
- обеспечения температуры технической воды для затворения в бетоносмесителе в пределах от плюс 40 до 70 град. Ц;
- прогрева инертных компонентов — песка, щебня, гравия — до температуры в диапазоне от плюс 5 до 20 град. Ц;
- обеспечения в помещениях и на производственной площадке БСУ температурных условий, необходимых для безотказной работы агрегатов и исполнительных механизмов, средств измерения, контроля и управления в режиме «одна кнопка»;
- создания комфортных условий работы персоналу БСУ.
Тепловые станции ZZBO
Мировой промышленностью производятся различные модели энергетических установок, адаптированных под работу в зимнее время в составе бетонных заводов в качестве теплогенерирующих устройств (далее по тексту – ТГУ) для систем теплоснабжения. В зависимости от конструкции и предназначения ТГУ теплоносителем может служить горячий воздух, острый пар, смеси паровоздушные либо парогазовоздушные.
Это важно! Во всех типах ТГУ энергоносителем является дизельное топливо или природный газ, поскольку применение электричества слишком дорого, а использовать альтернативные источники энергии – каменный уголь, дрова, пеллеты – весьма проблематично из-за сложности автоматизации процесса их сжигания и теплоотвода.
Из отечественных ТГУ широкое распространение получили тепловые станции ZZBO производства Златоустовского завода бетоносмесительного оборудования (ЗЗБО). Номенклатура выпускаемых тепловых станций и ассортимент основных элементов (см. страницу https://zzbo.by/parogeneratory/ заводского сайта) охватывает модели теплогенераторов тепловой мощностью до 600 кВт и парогенераторов производительностью до 2000 кг пара/час. Оба типа агрегатов работают на дизельном и газовом топливе, причем, тип горелки заказчик может определить еще на стадии оформления заказа с учетом доступности жидкого или газового топлива в его регионе.
Особенности эксплуатации тепловых станций ZZBO
В зависимости от тепловой мощности теплогенератора и производительности парогенератора расчетный показатель расхода топлива для тепловых станций составляет:
- от 15 до 35 литров дизельного топлива/час – для жидкого топлива;
- от 20 до 38 куб. метров природного газа/час – для газового топлива.
Соответственно, за 8-мичасовую смену будет израсходовано:
- до 280 литров дизельного топлива или
- 304 кубометра природного газа.
При действующих расценках на жидкое и газовое топливо (1 литр солярки продается в среднем за 46 руб., 1 куб. метр газа – за 6 руб.) приблизительная стоимость использованного топлива за одну смену составит:
- дизтопливо – 12880 руб.;
- природный газ – 1824 руб.
Многих производителей бетона эти расходы несколько смущают, ведь летом не приходится выкладывать такие суммы. Но давайте по-честному – ведь и цена товарного бетона в зимний сезон повыше! Например, особой популярностью у застройщиков зимой пользуется так называемый «горячий бетон», который можно транспортировать и укладывать даже при морозе до – 20 град. Ц.
Приготовление горячего бетона
Технология приготовления горячего бетона основана на предварительной тепловой подготовке компонентов бетонной смеси:
- воду прогревают до температуры не ниже +86 град. Ц;
- крупный заполнитель необходимо нагреть до +40 град. Ц и выше.
Дополнительная информация. Перемешивание в бетоносмесителе компонентов бетона на горячей воде значительно повышает коэффициент взаимодействия цементного вяжущего с водой. В результате окончательная прочность твердеющего бетона получается много выше, чем при его прогревании в опалубке традиционными технологиями.
Сопоставление расходов на топливо и полученной выручки
Поставки горячего бетона осуществляются по ценам, учитывающим дополнительные затраты на его производство. В среднем стоимость горячего бетона марок М100-М200 дороже на 100 руб./куб.м и на 150 руб./ куб.м – для марок М250-М400 по сравнению с рецептурой изготовления без тепловой подготовки. Практика эксплуатации тепловых станций ЗЗБО показала, что тепловой мощности 600 кВт достаточно, чтобы с успехом их использовать на бетонных заводах производительностью до 50 куб. м/час. Если у производителя бетона есть заказ на горячий бетон, то за одну 8-часовую смену оборудование ЗЗБО типа СКИП-45 производительностью от 30 до 45 куб. м/час сможет изготовить до 360 кубометров бетона марки М200. Доплата покупателем за горячий бетон составит 36 тыс. руб. Нетрудно подсчитать, что производителю горячего бетона, «греющегося» соляркой, за одну смену останется (36000 – 12880) = 23120 руб., а в случае обогрева газом остаток будет побольше – 34176 руб. За 20 рабочих дней календарного месяца набегает кругленькая сумма:
- порядка 460 тыс. руб. – для дизтоплива;
- свыше 680 тыс. руб. – для природного газа.
Если у предпринимателя будут заказы на зимний период в пределах номинальной загрузки бетоносмесителя, то он может неплохо заработать. При этом он сохранит все свои связи, наработанные во время летнего сезона.
Выводы и рекомендации
Вопросы теплоснабжения предприятий, использующих технологии с потреблением тепловой энергии, обязательно увязываются с доступностью энергоносителей. Для котлов, сжигающих жидкое топливо, необходимо наличие развитой дорожной инфраструктуры, чтобы была возможность беспрепятственной доставки дизтоплива или мазута. Плюс около БСУ должна быть организована площадка для временного хранения топлива. Применение природного газа более выгодно, газ в разы дешевле солярки, однако для его использования в производственных целях необходимо наличие проекта, экспертизы и согласования с технадзорными органами. Клиенты ЗЗБО, намеренные работать круглый год, чаще всего ориентируются на газовое топливо, поскольку темпы газификации на территории России обеспечивают покрытие магистралями природного газа самых удаленных уголков страны. В этом случае тепловая станция ЗЗБО на жидком топливе окажется прекрасным подспорьем в работе в зимнее время в первоначальный период становления, обеспечивая постоянную прибыль предприятию и рост рейтинга его руководства.