Бетон является одним из самых востребованных строительных материалов. Термином «товарный бетон» принято называть бетонную смесь, изготовленную на БРУ и предназначенную для ее дальнейшей передаче потребителю (заказчику, покупателю). Готовую для эксплуатационного применения и доставке на объекты потребителя бетонную смесь условно обозначают БСГ, в отличие от сухих бетонных смесей БСС. Поскольку БСС в широких масштабах строительства практически не используются, речь пойдет о БСГ.
В зависимости от соотношения компонентов бетонной смеси существенно различаются параметры товарного бетона и, соответственно, области его применения. В гражданском и дорожном строительстве наиболее востребованы бетоны от М100 до М500.
При заливке пешеходных тротуаров или в качестве бетонной подушки при прокладке дорог, для монтажа бордюров или строительстве неответственных нежилых помещений используется бетон марки М-100.
Товарный бетон М-150 чуть покрепче, но его уже можно обоснованно применять в наружных и внутренних строительных работах, при выравнивании потолков и стен, для фундаментов и стяжек. В других случаях его применение аналогично вышеописанному бетону М-100.
Прочность бетона М-200 позволяет решать многие строительные задачи. Его используют при кладке кирпича и блоков, при установке фундаментных конструкций. Нередко применяется в работах с мелкоштучными строительными элементами. Безупречен в качестве подушки при монтаже бордюров и баребриков. Используется при изготовлении плит перекрытия и железобетонных поясов. В дорожном строительстве применяют для покрытия малонагруженных дорог.
У бетона М-250 спектр применения чрезвычайно обширен. Бетон М-250 используют как при заливке дорожек и площадок, так и при изготовлении конструкций типа заборов и лестниц.
Один из самых востребованных – товарный бетон марки М-300. Им заливают лестничные площадки, используют для изготовления бетонных лотков, труб и колодцев, плит перекрытия, бордюров и тротуарных плит. Его уже допускается использовать для строительства ответственных конструкций, например, монолитных оснований в гражданском строительстве и нагруженных дорог – в дорожном.
Бетон марки М-350 способен противостоять повышенным нагрузкам, поэтому он применяется для фундаментов многоэтажек, несущих колонн, плит перекрытий и балок, бассейнов большой емкости. В дорожном строительстве область его применения – плиты взлетных полос и сильно нагруженные автомобильные дороги.
Бетон марки М-400 регламентирован для применения в конструкциях с повышенным коэффициентом запаса по надежности, например, гидротехнических сооружениях, бассейнах, банковских хранилищах. В гражданском строительстве его применение ограничено более высокой, по сравнению с М-300 и М-350, ценой.
Бетоны М-450 и М-500 для строительства корпусов зданий практически не используют. Только при необходимости изготовления высокопрочных несущих плит перекрытия и других ответственных конструкций их применяют в гражданском строительстве. Кроме высокой цены, их неудобство заключается в быстром схватывании. Тоннели метро, плотины, дамбы – вот основные объекты для применения бетонов этих марок.