Расхваливающие на все лады высокую рентабельность и кажущуюся простоту производства бетона, «скромно» умалчивают о том, какой сложной логистической системой является бетонный бизнес.
Что такое логистика?
Понятие «логистика» появилось еще в 9 веке нашей эры в армии византийского императора. Интенданты в прямом смысле головой отвечали за своевременное снабжение армии продовольствием и боеприпасами. В переводе с греческого слово «логистика» означает «искусство счета», а интенданты-снабженцы императорской армии назывались логистиками. В армии Наполеона логистические принципы были усовершенствованы в силу необходимости снабжения армии на громадных территориях.
В настоящее время логистикой стали называть науку об организации наиболее рационального продвижения услуг и товаров от поставщиков к потребителям и об оптимизации товародвижения на каждом этапе. Соответственно, логистической системой называется вся совокупность мероприятий и действий, направленных на выполнение определенных задач, связанных с товародвижением.
Бетон – товар особенный
Спрашивается, причем тут бетон? Ответ заложен в специфике его производства, которое на каждом своем этапе, начиная от подвоза песка, цемента и щебня и заканчивая доставкой товарного бетона на стройплощадки, требует оперативного решения вопросов транспортировки. Производители бетона вынуждены функционировать как логистические предприятия, поставляющие скоропортящийся продукт, каким является «свежачок» из бетоносмесителя. Среди производственников распространена шутка, что только доставка промышленного льда составляет конкуренцию бетонной смеси по транспортным проблемам.
Требования к доставке бетона.
1. Бетонная смесь должна доставляться к месту использования только в специальных автотранспортных средствах, называемых автобетоновозами или миксерами, обеспечивающих контролируемую постоянную скорость перемешивания во время транспортировки.
2. Продолжительность транспортирования бетона в миксере допускается в пределах от 45 минут до 2 часов без использования добавок и до 4 часов – при использовании модифицирующих добавок.
3. Несоблюдение требований к скорости перемешивания смеси или к скорости движения автомиксера приводит к расслаиванию смеси, что снижает ее качество.
Особенности автоперевозки товарного бетона определили предельные радиуса территории, которые способен обслужить бетонный завод:
100-120 км – для доставки бетона без добавок;
250 км – для смесей с добавками, замедляющими схватывание бетона.
Зависимость бетонных заводов от автотранспорта
Для выполнения заявок на поставку товарного бетона должна осуществляться четкая координация движения автотранспорта на маршруте «бетонный завод – стройплощадка». Для производителя бетона необходимо либо иметь собственный автопарк, что потребует значительных инвестиций, либо использовать спецтехнику сторонних организаций. В любом случае нарушения сроков поставки бетона могут негативно отразиться на деловой репутации бетонного завода. Поскольку бетонный завод способен обслуживать потребителей только своего локального региона, сбои в его работе могут привести к потере заказов, многодневным простоям и нарастающим убыткам. Поэтому процесс доставки бетона требует внимательного отношения к себе не только на этапе транспортирования по дороге, но и в процессе отгрузки бетона в миксер на бетонном заводе либо разгрузки его для укладки на стройплощадке. Недопустимы многочасовые простаивания миксера в очереди под загрузку, но и на стройплощадке доставленный бетон сразу должен идти в заливку. В противном случае вырастут расходы на оплату автотранспорта, что однозначно приводит к повышению себестоимости бетона.